«Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках и во внеурочной деятельности»

29 января в рамках муниципального декадника «Формирование и развитие функциональной грамотности у воспитанников и учащихся» в МБОУ СОШ № 9 города Белово состоялся семинар «Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках и во внеурочной деятельности». На семинаре присутствовали гости – учителя из других школ города.

Сегодня, как никогда становится актуальной проблема формирования у обучающихся читательской грамотности и потребности в систематическом чтении. Ведь именно «читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста итогового сочинения в 11 классе.  Так же читательский навык играет весомую роль в успешной сдаче итогового собеседования в 9 классе.

В условиях введения ФГОС основного общего образования актуальность проблемы низкой читательской грамотности обучающихся так же нельзя недооценивать.  Эта проблема и определила тему нашего семинара.   

Рособрнадзор сообщил, что ежегодно в 14-15 регионах РФ будут проводить региональную проверку качества образования по модели PISA. Эксперты разработали методологию и критерии оценки качества общего образования в России PISA для школ.

По этому вопросу выступила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Скорик Нина Николаевна.

Затем, в ходе мероприятия наши гости познакомились с тем, как можно подготовить школьников и педагогов к новой оценке читательской грамотности.

Вначале, одни из них посетили урок литературного чтения в 4 классе по произведению Антона Павловича Чехова «Ванька», который проводила учитель начальных классов Штатская Татьяна Владимировна. Другие, в это же время  присутствовали на читательской конференции 10 класса «Книга в солдатской шинели». Её подготовила учитель русского языка и литературы Едакина Марина Рэстэмовна.

Одной из форм индивидуальной и групповой работы с учениками, которую мы используем в своей работе, является настенная игра. Она помогает развивать у школьников необходимые для творческого восприятия текста качества, такие как воображение, образное и аналитическое мышление, память, развивает читательскую и информационную культуру, мотивирует к чтению и побуждает детей заняться саморазвитием..

Гости с удовольствием понаблюдали за ходом настенной игры «Лукоморье». Её провели в 4 классе педагог-организатор Лазуткина Александра Владимировна и учитель начальных классов Тудегешева Нина Дмитриевна.

Особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе и читательской, это, конечно же, семья. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Именно семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры. Как это удается  семьям наших учеников, мы проверили в ходе викторины «Моя семья и я любим читать». В ней приняли участие учащиеся 2-х и 3-х классов вместе со своими родителями. Провели викторину учителя начальных классов Никольская Ольга Александровна и Толкачева Людмила Владимировна.

Большое значение в воспитании и развитии учеников играет школьный кукольный театр «Петрушка», руководителем которого является учитель начальных классов Штатская Татьяна Владимировна.

Кукольный театр в жизни детей имеет большое значение. Дети любят смотреть кукольные представления и сами с удовольствием в них выступают.

Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взятое в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Для подготовки спектакля дети вместе с учителем и родителями сами изготавливают кукол и реквизиты. Ребята показали инсценировки двух сказок «Репка» и «Огнехвостик и огонь».

Победители и участники мероприятий получили грамоты и книги в подарок, а гости семинара оставили положительные отзывы.

 

    Зам. директора по УВР  Хорошилова Л.А.